Семь крупных трендов в области высоких технологий, которые нас меняют
Производство — это грязно, скучно и устарело. Это медленная индустрия, застрявшая в прошлом, и ее развитие ставят под вопрос новые технологии из Кремниевой долины. А стереотипы — это смешно и… неправильно. Не будем забывать, что именно производство, промышленность вывели нас в современную эпоху. Пока многие грезят роботами из научной фантастики, производители их делают и применяют для полезных дел. Пока в заголовках мелькают 3D-принтеры, производители прототипировали с их помощью десятки лет. И хотя информационные технологии — это источник новейших революций, производство — это источник этого источника. Не будет производителей чипов — не будет чипов.
Производство может быть высокотехнологичным и низкотехнологичным. Грязные решения в некоторых местах оказываются безупречно чистыми в других. Сборочные линии устаревают, но устаревают и роботизированные манипуляторы. Что будет дальше? Производство меняется, но когда это было новостью?
Важен лишь темп изменений.
Вы можете пользоваться искусственным интеллектом, как Google, Facebook и Amazon
Евгения Завалишина, генеральный директор Yandex Data Factory, говорит, что самое большое заблуждение на тему ИИ в том, что это футуристическая штука. На самом деле нет. И дело не только в технических гигантах. Одно и то же программное обеспечения для машинного обучения, которое помогает вам находить, смотреть и покупать все, что вы хотите, онлайн, может быть помещено в другие контексты, например, для анализа сырых заводских данных для экономии средств.
Завалишина заявила, что программное обеспечение для машинного обучения вроде этого вполне доступно, а иногда даже бесплатно.
«Эти системы давно работают в пользу. Но в 2017 году эти технологии стали настолько доступны, что не нужны даже сверхквалифицированные люди для их использования», говорит Нил Якобстейн, студент факультета искусственного интеллекта и робототехники Singularity University. «Эти технологии можно применить к широкому кругу проблем в промышленности, от проектирования до контроля качества, от производства до обслуживания клиентов… Теперь налицо действительно хорошие результаты».
Роботы достаточно умны, чтобы не убить вас
Роботы давно в производстве, но им всегда нужны были жестко контролируемые среды для работы и кандидаты наук для программирования. Легенда робототехники Родни Брукс продемонстрировал робота Sawyer от Rethink Robotics, показав, что его может программировать кто угодно.
И благодаря дешевому оборудованию для 3D-моделирования и постоянно улучшающемуся программному обеспечению, роботы также становятся умными, легкими и достаточно осведомленными, чтобы работать рядом с людьми, не причиняя им вреда. Следующий шаг — это не конец для людей-работников, это сотрудничество между лучшими роботами и лучшими людьми.
3D-печать готова к массовому производству
Любой, кто знает о 3D-печати, однажды мечтал о том, чтобы распечатывать что угодно, где угодно, когда угодно. Но стоимость, качество, скорость всегда были проблемами. С появлением решений от Carbon и прочих, 3D-печать, наконец, выходит в массовое производство. В сферах, где станет возможной окончательная 3D-печать, сборочные линии просто исчезнут. То есть мы будем сразу переходить от стадии проектирования к стадии получения продукта, не перестраивая инфраструктуру и инструменты под каждый новый продукт.
«3D-принтер — это программируемая фабрика», говорит футуролог, хакер и изобретатель Паблос Хольман. «Ему все равно, что делать. Ему все равно, делать ли одну вещь дважды. И в этом его сила. Просто включи воображение».
Дополненная реальность позволит нам проектировать и строить
Многие люди слышали о виртуальной реальности или даже пробовали с ней дружить. На рынке есть коммерческие устройства для игр в VR, а также много разговоров о том, когда она станет доступной массово.
Сразу за виртуальной реальностью идет дополненная реальность. И если первая погружает полностью, дополненная реальность накладывает цифровой мир прямо поверх реального мира. Это более сложная проблема технически, но у нее и больше приложений. В мире продвинутой дополненной реальности мы будем использовать небольшое носимое устройство для взаимодействия с компьютерами, подобно Тони Старку из «Железного человека».
В производстве это означает, что разработчики смогут привлечь двухмерные программы для моделирования, чтобы быстрее и интуитивнее работать с трехмерными объектами на столе. Рабочие на заводах будут получать больше данных в реальном времени о машинах и процессах либо напрямую инструкции по ремонту и производству.
«Весь мир станет нашим дисплеем, мы будем в дополненной реальности постоянно», говорит Рэй Курцвейл. «Думаю, это будущее взаимодействий с технологиями. Они станут незаметной частью нашего мира».
Мы перепрограммируем биологию для промышленного производства
Очень скоро биопроизводство станет притчей во языцех, считает Рэймонд Макколи, глава отделения цифровой биологии при Singularity University.
Мы учимся перепрограммировать простые организмы в датчики и миниатюрные фабрики для производства проводов, топлива и пищи, говорит он. «Через изменения пройдет не только металл. Большинство материалов и принципы их производства придется пересмотреть из-за прорывов в области биоинженерии».
И прогресс есть. Водоросли с модифицированными генами производят биотопливо, а модифицированные бактерии прядут паучью паутину. Но по мере того, как инструменты для биопроизводства становятся дешевле и мощнее с каждым годом, масштабирование остается проблемой.
Как удержать ритм? Нужно больше инноваций
Технологии быстро развиваются. Как остаться на борту этого стремительного корабля современности? Когда-то у старых компаний в списке топ-500 самых именитых был 50-60-летний срок «жизни». В наши дни это число уже ближе к 20. Небольшие стартапы по разработке ПО могут сломать жизнь гиганту. Инновации становятся критически важным инструментом для выживания.
Джефф Тафф, глава по цифровым преобразованиям в Monitor Deloitte и его команда представили «золотое соотношение для инноваций» пять лет назад. Они посоветовали тратить 70% инновационных ресурсов на ядро, 20% на смежные с ядром области и 10% на трансформационное пространство. Это не должно быть правилом, высеченным на камне, а скорее поводом для начала диалога: где и сколько мы должны продвигать инновации? Сегодня короткий ответ звучит так: чем больше и чем дальше от зоны комфорта, тем лучше.
Тафф считает, что его соотношение уже давно устарело.
«70-20-10 уже нельзя применять, и я понятия не имею, какими будут сегодняшние цифры», говорит он. «Думаю, близко к 50-30-20 или даже 50-25-25».
Скорость растет. Можно ли шагать в ногу?
Скорость, с которой технологии создают и разрушают рабочие места, не может не удивлять. Продвинутый ИИ и роботы обещают рост автоматизации. Автоматизация исторически была отсечением простой и грубой работы в пользу более сложной и требующей квалификации.
«Люди говорят: хорошо, какими будут новые рабочие места? Я говорю: не знаю, мы их еще не изобрели», говорит Курцвейл. «На этот вопрос нет единого политического ответа».
Переход от одного навыка к другому будет непростым и пройдет мимо очень многих. Раньше такие переходы были очень сложными. Питер Диамандис переживает, что людям не хватит времени, чтобы адаптироваться и шагать в ногу с изменениями. Они наступят слишком быстро.
«В 1810 году в США было 84% фермеров. Сегодня всего 2%. Гигантское изменение на рынке труда. Но оно прошло через длительный период времени», говорит Диамандис. Что, если мы утратим гигантские отрасли труда всего за 20 лет? Мы увидим социальные и политические беспорядки в широких масштабах.
Диамандис отмечает, что универсальный базовый доход мог бы облегчить этот переход. И хотя мы не можем уклоняться от предстоящих проблем, мы не можем позволить им ослепить нас позитивными и полезными изменениями, которые будут проходить параллельно с ними.
«Сын или дочь миллиардера в Нью-Йорке или сын или дочь беднейшего ферма в Кении получат доступ к одному образованию, которое им предоставит ИИ, к одному уровню здравоохранения, который предоставит ИИ, или к роботам. Мы демонетизируем все, что сегодня считается необходимым для жизни», говорит он.
Читайте также:
- Малоизвестная студия разрабатывает дебютный проект The Soul Keeper
- Классическая игра Crusader: No Remorse от ЕА готова радовать поклонников
- Лаборатория Storelab – быстрое восстановление информации с жесткого диска любого производителя
- Тим Кук рассказал об успехах App Store и анонсировал игру Super Mario на iOS
- Android атаковал опасный технологический вирус