Обзор игры Hellblade: Senua’s Sacrifice
Британская студия Ninja Theory всегда импонировала мне своим подходом к разработке видеоигр, делая особый упор на тщательную проработку персонажей и создание глубокой увлекательной истории. Сначала они выпустили шикарный слешер Heavenly Sword (2007), затем на свет появился приключенческий боевик Enslaved: Odyssey to the West (2010), а переосмысление культовой серии Devil May Cry (2013) лишь закрепило за студией статус уважаемого в среде геймеров разработчика. Но затем что-то пошло не так. Проблемы с отсутствием издателей и финансированием новых игр вынудили Ninja Theory стать инди-разработчиком. И первым проектом, выпущенном в новом независимом формате, стала игра Hellblade: Senua’s Sacrifice.
Игра: Hellblade: Senua’s Sacrifice
Платформа: PlayStation 4, Windows
Жанр: Action-Adventure
Дата релиза: 8 августа 2017
Разработчик: Ninja Theory
Издатель: Ninja Theory
Тематика новой игры родилась сама собой. В какой-то момент руководитель студии Ninja Theory Тамим Антониадес заинтересовался темой психических расстройств и возможностью воссоздать симптомы настоящего психоза в видеоигре, чтобы игроки смогли прочувствовать: каково это – воспринимать окружающий мир не так, как обычные люди. Действие будущей игры решено было перенести в VIII век нашей эры на Оркнейские острова, где в то время проживали Пикты. Тема расстройства психики в видеоиграх встречается нечасто, поэтому найти издателя для столь необычного проекта было практически невозможно. Hellblade: Senua’s Sacrifice разрабатывалась исключительно на собственные средства студии, при этом сами разработчики называют её не иначе как «инди-игрой ААА-класса».
Игра рассказывает историю кельтской воительницы по имени Сенуа, дочери друида Зимбеля, страдающей психическими расстройствами. Сколько Сенуа себя помнит, она всегда слышала в голове разные голоса, обращающиеся к ней. Её мать при жизни тоже страдала от слуховых галлюцинаций, так что можно считать болезнь передающейся по наследству. Психоз сделал девушку изгоем, а её отец не позволял Сенуа покидать дом и общаться с другими людьми. Однажды девушка всё же ускользнула из дома и познакомилась с молодым воином Диллионом, который принял её такой, какая она есть, и полюбил всем сердцем. Но счастье возлюбленных длилось недолго. На деревню напали викинги. Диллиона принесли в жертву северным богам, а всех остальных жителей вырезали или сожгли.
Каким-то чудом Сенуа удалось выжить. И теперь единственным смыслом её жизни стало спасение души своего любимого. Ради этого она готова отправиться в мир мёртвых Хельхейм, о котором ей когда-то рассказывал старый мудрый друид по имени Друт, и просить у великанши Хель освободить душу Диллиона от вечных страданий. Девушка решается на опасное путешествие, несмотря на то что оно может стать для неё последним. Голоса в голове Сенуа не умолкают ни на секунду и отговаривают её от безрассудной затеи, а окружающий мир искажается сквозь призму её безумия, но ничто не способно сломить волю юной воительницы, ведь в мире живых у неё больше никого и ничего не осталось.
Чтобы воссоздать в игре максимально реалистичный психоз, разработчики из Ninja Theory в качестве консультантов привлекли к работе над Hellblade: Senua’s Sacrifice нескольких профессоров. Одним из них стал профессор Кембриджского университета Пол Флетчер, специализирующийся на нейрологии. Были отсмотрены десятки часов архивных видеозаписей страдавших от психоза людей, а также тщательно изучены многочисленные научные труды. Для пущей убедительности в студию были приглашены люди, в своё время излечившиеся от разных психических расстройств. Их попросили максимально подробно описать то, каким они видели и слышали окружающий мир во время болезни. Лишь после того, как была собрана впечатляющая научная база, разработчики приступили к воплощению человеческого безумия на экране.
Человек с расстройством психики видит закономерность в, казалось бы, обычных вещах. Там, где здоровый видит тень, страдающий от психоза, узнаёт контуры знакомых объектов или некий знак. Именно на этом отклонении в работе мозга основываются игровые головоломки. Сенуа видит запертые ворота с нанесёнными на них рунами, после чего она должна отыскать изображения этих самых рун в окружающей её локации, чтобы ворота открылись. Руны могут скрываться в отражениях, тенях, ветвях деревьев, узорах на скалах, да и вообще – где угодно. Время от времени Сенуа придётся проходить через магические арки и порталы, меняющие реальность. Например, вы видите разрушенный мост, после чего проходите через специальную арку и — о чудо! — мост снова на месте! Порой вам нужно будет взглянуть на реальность под правильным углом, и тогда из прозрачных осколков вы сможете, словно пазл, собрать вход в пещеру или что-либо ещё, позволяющее попасть в ранее недоступную локацию. Разработчики умело манипулируют окружающей реальностью, чтобы развлечь игрока. И у них это достаточно неплохо получается, хотя со временем головоломки и начинают повторяться.
Постепенно вы начнёте замечать вокруг себя малозаметные детали, характерные для состояния психоза. Например, деревья, покачивающиеся в такт вашим движениям, едва уловимые глазом искажения поверхностей окружающих предметов, различные оптические эффекты, буквально ломающие реальность на куски, свет, становящийся чересчур ярким. Всё это разработчики воплотили на экране, исходя из интервью с людьми, которые страдали психическими расстройствами в прошлом. Более подробно обо всём этом можно узнать из документального фильма, который распространяется в комплекте с игрой. Но я настоятельно рекомендую вам смотреть его уже после того, как вы пройдёте игру до конца. В фильме присутствуют серьёзные спойлеры, способные испортить вам впечатление от прохождения Hellblade: Senua’s Sacrifice.
Как сделать так, чтобы игрок услышал голоса в своей голове? Здесь невозможно было обойтись традиционными методами, поэтому разработчики использовали для записи этих самых голосов специальный бинауральный микрофон в форме человеческой головы. Звук, поступающий на мембраны микрофонов через импровизированные ушные раковины и слуховые каналы, во время воспроизведения ощущается максимально реалистичным. Правда для того, чтобы в полной мере насладиться им, вам придётся играть исключительно в качественных наушниках. Никакие динамики телевизора или монитора не способны передать всю глубину бинаурального звука, когда ты физически ощущаешь то, как кто-то стоящий рядом с тобой что-то шепчет тебе в уши. Постепенно звуки голосов заполняют всё ваше внутреннее пространство и приходит понимание: каково это — делить свой внутренний мир с ещё несколькими персонажами. Приятно то, что звук активно используется в игровом процессе. В какой-то момент игры вам придётся ориентироваться в кромешной тьме с помощью одного лишь звука. Очень крутые ощущения, скажу я вам. Музыка в Hellblade: Senua’s Sacrifice под стать качественному звуку. Я пришёл в полный восторг, когда к напряжённым симфоническим мелодиям подключились суровые хриплые вокальные партии викингов.
Визуально игра выглядит достойно. Unreal Engine 4 позволяет воплотить на экране реалистичные поверхности, освещение, различные спецэффекты. Но ввиду небольшого бюджета, то и дело вы будете натыкаться на мутноватые текстуры или же низкополигональные объекты. Лично мне сильно резала глаза упрощенная технология отражений, когда, например, огонь от факела отражается в поверхности водной глади метрах в десяти от главной героини, при этом ничуть не изменяясь в размерах. Выглядит это, мягко говоря, не очень впечатляюще, не говоря уж о том, что такое отражение противоречит законам оптики. Уж не знаю, проблема это движка Unreal или просчёт программистов Ninja Theory. Подобные шероховатости несколько смазывают впечатление от в общем-то очень красивой игры. Несмотря на это, художники-постановщики и мастера по спецэффектам постарались в игре на славу. Некоторые сцены очень впечатляют, а экранное воплощение видений Сенуа просто не может оставить игрока равнодушным. Отдельно хотелось бы похвалить дизайн, боевую раскраску и костюмы персонажей. Разработчики проделали огромную исследовательскую работу, изучив культуру Пиктов и тщательно воплотив их внешний облик на экране.
Низкий бюджет проекта неизменно сказался на продолжительности игры. Пройти Hellblade: Senua’s Sacrifice можно примерно за 6-7 часов. При этом в мире игры практически полностью отсутствует исследовательская составляющая. Нет, вы можете искать каменные монументы с рунами, сфокусировавшись на которых Сенуа услышит в своей голове голос друида Друта, рассказывающего ей легенды скандинавской мифологии. Ещё можно поискать в окружающих предметах скрытое лицо матери главной героини, которая общается с Сенуа через скалы, водную гладь и прочие поверхности. Но на этом всё. Прохождение максимально линейно. Вы просто бежите вперёд, решаете головоломки, сражаетесь с противниками, затем возвращаетесь к предыдущей развилке и движетесь в другом направлении. Никакого открытого мира или увлекательных исследований здесь не было и быть не могло. Пока разработчики просто не могут себе этого позволить, хотя все задатки для этого у них есть.
Боевая система в игре проста и эффективна. Сенуа способна уворачиваться от атак противников, блокировать их выпады, атаковать быстрыми, но слабыми, или же мощными, но медленными ударами мечом. Время от времени у вас появляется возможность сфокусироваться на противнике, и в эту секунду время сильно замедляется, позволяя Сенуа нанести несколько смертоносных ударов без риска для собственного здоровья. Приятно, что голоса в голове главной героини подсказывают ей, когда следует увернуться от атаки или же как победить того или иного противника. Враги, как правило, наступают волнами и представлены в виде северян, которые разграбили и сожгли родную деревню главной героини. В игре всего несколько видов врагов, включая викингов с мечами, топорами, щитами и так далее. Стратегия борьбы со всеми ними одна: обходите врага сбоку или сзади и атакуете в те моменты, когда он уязвим. Учитывая, что битвы происходят с завидной регулярностью и не отличаются разнообразием, они достаточно быстро начинают вас раздражать, скорее отвлекая от сюжетного повествования, нежели дополняя его. Ближе к финалу игры противников становится так много, что это буквально начинает бесить. Несколько боссов интересны, но не настолько, чтобы запомниться вам надолго. И ничего тут не попишешь, такова суровая скандинавская реальность.
В самом начале игры Сенуа оказывается заражена некоей «гнилью». Кисть её правой руки, в которой она держит меч, темнеет. С каждым вашим поражением в бою или после гибели от каких-либо других причин, гниль постепенно поднимается по руке к плечу, а после через шею проникает в голову главной героини. Как только этот момент наступает, ваш файл сохранения просто удаляется из памяти игровой консоли или компьютера. Разработчики сделали это специально, чтобы игрок постоянно ощущал реальную угрозу смерти. Настоятельно рекомендую вам быть предельно острожными и стараться лишний раз не погибать. С этим связана одна забавная история: один популярный на Западе игровой журналист слишком часто умирал в игре и в итоге лишился файла сохранения. Посчитав, что это такой баг, он не задумываясь влепил игре 1 балл из 10 и написал разгромную рецензию. Позднее, когда ему объяснили, что так и было задумано изначально, он признал свою неправоту и обзор всё-таки удалил.
Отдельной похвалы в игре заслуживает актёрская игра. На роль Сенуа долгое время не могли найти подходящую актрису. Пробовались многие, но ни одна не справлялась с поставленной перед ней задачей. Это продолжалось до тех пор, пока режиссёр игры не заметил артистичную девушку Мелину Юргенс, работающую в студии Ninja Theory специалистом по видеомонтажу. Так сотрудница получила главную роль в игре и справилась со своей задачей на отлично! Мелина настолько вжилась в образ Сенуа, что ей безоговорочно веришь. Каждая эмоция, изображённая ею на экране, передаёт всю боль и страдания, через которые пришлось пройти её героине. Не отстают и остальные актёры, принявшие участие в проекте. Особенно я бы хотел выделить девушек, изображающих голоса в голове Сенуа. Они так виртуозно порхали вокруг бинаурального микрофона и нашёптывали разные версии происходящего, что без восхищения на это смотреть (и, разумеется, слушать) просто невозможно.
Hellblade: Senua’s Sacrifice страдает от мелких технических огрехов. Например, меня частенько раздражал тот факт, что игровая камера проваливалась в стены и демонстрировала мне игру с «изнаночной стороны». В стены проваливалась не только камера, но и некоторые мои враги. Таким образом однажды я никак не мог завершить битву. Противник ходил за поверхностью скалы и не мог добраться до меня, а я – до него. Битва не завершалась, и я не мог продвинуться по сюжету дальше. Из-за этого мне пришлось перезагружать игру с последней точки сохранения и начинать поединок с самого начала. Нельзя сказать, что такое случается часто, но всё же случается. Разработчики тем временем не сидят сложа руки и активно выпускают патчи, исправляющие подобные недочёты. Это достойно искреннего уважения.
Плюсы:
- Самое реалистичное изображение психического расстройства в видеоигре.
- Потрясающая актёрская игра Мелины Юргенс – вызывает искреннее уважение.
- Интересные головоломки, в основе которых лежит искажение пространства.
- Отличная работа художников-постановщиков и мастеров по спецэффектам.
- Невероятно реалистичный бинауральный звук и великолепная музыка.
- Игра является неплохим путеводителем по скандинавской мифологии.
- Риск удаления сохранения заставляет игрока по-настоящему бояться смерти.
- Увлекательный документальный фильм, рассказывающий о создании игры.
Минусы:
- Впечатление от игры несколько портят разные технические проблемы.
- Однообразные противники и слишком частые битвы быстро утомляют.
- Игровая камера не всегда ведёт себя адекватно и проваливается в стены.
- Практически полностью отсутствует исследование окружающего мира.
Hellblade: Senua’s Sacrifice – уникальная в своём роде видеоигра, пытающаяся донести до людей важную мысль о том, что психоз необязательно делает человека хуже окружающих его здоровых людей. Пропитанная кровью, страданиями и скандинавской мифологией история рассказывает о глубоко личной трагедии несчастной кельтской девушки, готовой на всё ради спасения души своего возлюбленного. Великолепный бинауральный звук вкупе с замечательной актёрской игрой буквально заставляют игрока почувствовать себя главной героиней. Но нехватка бюджета, однообразные битвы и мелкие технические огрехи несколько портят впечатление от этого во многом экспериментального проекта. В любом случае хочется пожелать разработчикам процветания и дальнейшего творческого роста, так как Hellblade: Senua’s Sacrifice ни в коем случае нельзя считать игрой провальной. Ставлю ей 8 баллов из 10 и с нетерпением жду новых работ студии Ninja Theory.
Читайте также:
- Малоизвестная студия разрабатывает дебютный проект The Soul Keeper
- Классическая игра Crusader: No Remorse от ЕА готова радовать поклонников
- Лаборатория Storelab – быстрое восстановление информации с жесткого диска любого производителя
- Тим Кук рассказал об успехах App Store и анонсировал игру Super Mario на iOS
- Android атаковал опасный технологический вирус